28 октября на практическом занятии по МДК «Библиографоведение» студенты 3 курса специальности «Библиотековедение» осваивали методику подготовки и проведения библиографического обзора.
Все обзоры, над которыми «колдовали» студенты, по назначению – устные рекомендательные, но разных видов : тематические, персональные, обзоры серии, периодики, краеведческих документов и пр.
Вот некоторые из них : «Писатели – лауреаты премии «Большая книга»» (Берестова Виолетта Павловна), «Актрисы ХХ века: истории, написанные ими самими» обзор серии «Мой ХХ век» издательства «Вагриус» (Голодок Екатерина Сергеевна), персональный обзор творчества Наринэ Абгарян (Крылова Светлана Викторовна), краеведческий библиографический обзор «Все о Веневе» (Саморукова Елизавета Сергеевна) и др.
Если оценивать работу группы в целом - студенты довольно глубоко вникли каждый в свою тему, подобрали интересные книги, сумели найти правильные слова для их рекомендации. Но хотелось бы напомнить, что царица обзора – сама книга, а потому именно ее надо четко представлять своим читателям : демонстрировать, называть библиографические данные и называть отчетливо! И еще, если честно, очень мешали бумажки с конспектами.
Хотелось бы отметить Подщеколдину И. В. и Татарникову Ж. Е. Подщеколдина И. В. подготовила свой тематический обзор «Прикоснись к театру сердцем» в рамках Года театра. Ирина Викторовна четко определила целевое и читательское назначение библиографического обзора и подчинила этим целям и отбор книг, и построение сюжета обзора с интригой и развитием, просветительный накал и содержательное наполнение рекомендаций книг. Ею была создана атмосфера непринужденного общения, доверительного диалога.
Понравился мне и библиографический обзор для родителей и руководителей детского чтения «Проводники в мир природы», подготовленный Татарниковой Ж. Е. Рекомендуя книги Б.Житкова, Г. Снегирева, Ю.Коваля, Э. Сетона-Томпсона, Дж. Даррелла Жанна Евгеньевна использовала различные методы и приемы, ни разу не повторившись.
Здесь и привлечение внимания читателя к необычной биографии автора, и к истории написания, и к персонажам, обращение к иллюстрациям книги, чтение отрывков и цитирование. Замечательно, что Жанна Евгеньевна обращала внимание не только на содержание книги, но и особенности ее оформления, предоставляя возможность визуально ознакомиться с каждым изданием.
Работа над обзорами очень трудоёмка, в чем убедились студенты на практическом занятии! Но при соблюдении всех правил подготовки и проведения - библиографический обзор может волновать, привлекать, зажигать наших читателей и обращать в читатели нечитателей!
Сейчас придуманы различные формы библиографических обзоров: караван книг, библиоэкспресс, библиофреш, библиогид, библиографическое ревю, флешбук, библиографический брифинг, буктьюбы и прочее-прочее. Но это все красивые названия, а важным остается по- прежнему один вопрос. Как правильно подобрать литературу и доходчиво, ярко, образно рассказать о каждом издании, представленном в обзоре? Много тонкостей и профессиональных секретов в такой традиционной форме библиографической работы.
Фото : Берестова В.П.